Рубрика: Бизнес

  • Суд снизил поликлинике штраф за нецелевую покупку диаскинтеста за счет средств ОМС, рекомендованную региональным ОУЗ

    Суд снизил поликлинике штраф за нецелевую покупку диаскинтеста за счет средств ОМС, рекомендованную региональным ОУЗ

    Суд снизил поликлинике штраф за нецелевую покупку диаскинтеста за счет средств ОМС, рекомендованную региональным ОУЗ
    real_texelart / Depositphotos.com

    ТФОМС потребовал от детской поликлиники возвратить в его бюджет более 33 тысяч рублей в качестве штрафа за нецелевую трату: в нарушение положений Терпрограммы ОМС поликлиника закупила за счет средств ОМС диаскинтест (аллерген туберкулезный рекомбинантный в стандартном разведении) и оплатила услуги по хранению медицинских иммунобиологических препаратов на 99 тыс. руб.

    Поликлиника не оспаривала нарушение, однако сослалась на письмо регионального депздрава. А оно было о необходимости приобретения аллергенов для туберкулинодиагностики за счет средств ОМС в связи с непоступлением в спорный период финансирования из регионального бюджета на указанные цели и недопустимости резкого снижения охвата детского населения туберкулинодиагностикой. При отсутствии ранней диагностики имеется высокий риск роста заболеваемости туберкулезом среди детей, в связи с чем для выполнения санитарных требований и приказов Минздрава РФ приобретение препаратов было необходимо.

    Арбитражный суд, опираясь на данный довод, снизил размер штрафа более чем в 30 раз – до 1 тысячи рублей:

    приобретение диаскинтеста и услуги по хранению медицинских иммунобиологических препаратов не могли быть оплачены за счет средств ОМС, что свидетельствует о нецелевом расходовании средств ОМС, поэтому привлечение поликлиники к ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в виде штрафа в размере более 33 000 рублей (10% от нецелевой траты) является правомерным; однако окончательный размер штрафа нужно определять с учетом степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств с целью установления баланса между применяемой мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного нарушением положений ч. 9 ст. 39 Закона об ОМС; в частности, необходимо принять во внимание письмо депздрава о закупке диаскинтеста за счет ОМС; указанный вывод не противоречит неоднократно высказываемой Конституционным Судом РФ правовой позиции о наличии у суда возможности, в том числе в сфере публично-правовых отношений, снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательства, которая направлена против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки; доводы ТФОМС о необязательном характере рекомендаций депздрава не опровергают правильных по сути выводов о снижении размера штрафа, поскольку сумма в 1 000 рублей является соразмерной характеру и последствиям допущенного нарушения, степени вины и иным обстоятельствам нарушения.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Верховный Суд РФ отметил (Определение Верховного Суда РФ от 14 апреля 2020 г. № 307-ЭС20-3955), что данные выводы судов не противоречат правовой позиции, изложенной в постановлениях КС РФ от 24 июня 2009 г. № 11-П, от 15 июля 1999 г. № 11-П, от 19 января 2016 г. № 2-П, постановлении Президиума ВАС РФ от 14 февраля 2012 г. № 14379/11, и не подлежат переоценке на стадии кассационного обжалования.

  • В течение 2020 года заказчик вправе не установить требование обеспечения исполнения контракта, если закупка проводится с учетом ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ

    В течение 2020 года заказчик вправе не установить требование обеспечения исполнения контракта, если закупка проводится с учетом ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ

    В течение 2020 года заказчик вправе не установить требование обеспечения исполнения контракта, если закупка проводится с учетом ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ
    Wavebreakmedia / Depositphotos.com

    В частности, представители Минфина России разъяснили (письмо Минфина России от 30 апреля 2020 г. № 24-03-07/35664), что если заказчик установил в извещении об осуществлении закупки требование к контрагенту, не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, то в этом случае положения ч. 64 ст. 112 Закона о контрактной системе (закон о госзакупках). Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не распространяются на указанную закупку.

    Напомним, что согласно ч. 64 ст. 112 Закона № 44-ФЗ до 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок среди СМП, СОНО заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

     Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

  • Росздравнадзор хочет блокировать веб-страницы с сочувственными высказываниями о нелегальных интернет-аптеках

    Росздравнадзор хочет блокировать веб-страницы с сочувственными высказываниями о нелегальных интернет-аптеках

    Росздравнадзор хочет блокировать веб-страницы с сочувственными высказываниями о нелегальных интернет-аптеках
    18percentgrey / Depositphotos.com

     Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения «Об утверждении критериев оценки информации, необходимой для принятия решений…»

    Росздравнадзор опубликовал проект приказа о признаках вредоносных «аптечных» интернет-ресурсов, на которых предлагается, например, нелегально купить лекарства, и потому такие страницы следует занести в Реестр запрещенных сайтов и интернет-адресов. Нелегальность, кстати, может быть совершенно неочевидна для потребителя, – например, если интернет-аптека не имеет разрешения на онлайн-продажи лекарств, но не акцентирует на этом внимания.

    Итак, Росздравнадзор, согласно проекту, будет блокировать сайты, на которых предлагается дистанционно купить:

    любые лекарства, но аптекой, которая не имеет разрешения на интернет-торговлю, любые лекарства, но не аптекой, лекарства, которыми нельзя торговать онлайн (например, рецептурные), лекарства, которыми вообще нельзя торговать (фальсификат, контрафакт, недоброкачественные, незарегистрированные и т.п.).

    Но помимо этого Росздравнадзор ополчился еще на две категории ресурсов:

    странички с рекламой тех интернет-аптекарей, которые незаконно торгуют лекарствами/фальсификатом и т.п. Строго говоря, само ведомство, возможно, имело в виду что-то другое, но п. 10 проекта Критериев составлен на таком канцелярите, что корректно расшифровать его очень трудно; странички с информацией, направленной на формирование у целевой аудитории положительного образа лиц, осуществляющих нелегальную/полулегальную розничную торговлю лекарствами. Исключение – художественные произведения, в которых описывается информация, оправданная их жанром.

    Напомним, что Росздравнадзор имеет право блокировать выявленные «вредные» сайты безо всякого судебного контроля. А критерий «формирование положительного образа» является очень расплывчатым, в конце концов под него можно подвести любой комментарий обывателя типа «да мне все равно, есть у них вся эта бюрократия или нет, если привезли нурофен ребенку ночью, быстро, за разумные деньги!».

    В этой связи у юридического сообщества, несомненно, возникнут вопросы о том, как соотносится заявленное полномочие Росздравнадзора с гарантиями на свободу мысли и слова, свободу массовой информации и запретом цензуры, установленными ст. 29 Конституции РФ.

     Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

  • Школа постковидной эпохи: как будет организован учебный процесс?

    Школа постковидной эпохи: как будет организован учебный процесс?

    Школа постковидной эпохи: как будет организован учебный процесс?
    oksun70 / Depositphotos.com

    Рособрнадзор представил «школьные» рекомендации по работе в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (двумя письмами с идентичным содержанием) (письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 мая 2020 г. № 02/8900-2020-24 и от 12 мая 2020 г. № 02/9060-2020-24).

    Как же будут учиться наши дети?

    каждый класс учится только в одном, отведенном ему, кабинете (так называемая «кабинетная система обучения»). Дети изо дня в день будут видеть на стене таблицу Менделеева или плакаты с «ЖИ, ШИ пиши с буквой И», поэтому некоторым родителям, очевидно, есть смысл уже сейчас обсуждать с администрацией школы перевод детей «в другой кабинет» и их рассадку; количество детей в классе должно быть сокращено (по возможности). Напомним, что численность класса напрямую зависит от метража кабинета, в котором он обучается, причем на одного ученика должно приходиться не менее 2,5 квадратных метров площади, не занятой мебелью для хранения учебных, пособий и оборудования (п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10); продленки, возможно, не будет. Нет, она не запрещена в принципе. Однако нельзя «собирать» в одной группе продленного дня учеников разных классов, а вот собрать полноценную группу продленного дня из детей одного класса – задача не всегда исполнимая; для каждого класса учебный день будет начинаться строго в «свое» время. Это придумано для того, чтобы дети «не смешивались», когда они, во-первых, только приходят в школу, а во-вторых, на переменах. Ведь если занятия начинаются в разное время, то и перемены не будут совпадать (общение детей должно быть «исключено», сказано в рекомендациях); во время перемен – индивидуальных для каждого класса – дети будут выходить в коридор, а кабинет проветриваться сквозняком после каждого урока. Поскольку в это время у остальных детей будут идти уроки, то бегать, прыгать, шуметь и веселиться, конечно, никто ученикам не позволит; кроме того, во время перемен нужно проводить текущую дезинфекцию помещений (обработка рабочих поверхностей, пола, дверных ручек). Вроде бы это, в отличие от проветривания, можно делать не каждую перемену; зато физкультуру – да и другие уроки – нужно по максимуму проводить на открытом воздухе. Очевидно, в моду войдут уроки труда с уборкой пришкольного участка, уроки биологии с экскурсиями в ближайший сквер, уроки рисования с пленэром, а может быть, и уроки музыки; в школах должны быть работающие обеззараживатели воздуха; маски и перчатки будут обязательны для персонала пищеблоков. Ношение масок учениками и учителями, вероятно, будет зависеть от усмотрения губернаторов, кроме экзаменов – на экзамене персонал школы должен быть в СИЗ; кулеры должны обеспечиваться одноразовыми стаканчиками и дезинфицироваться. Но отказываться от соблюдения питьевого режима нельзя; в туалетах должны быть туалетная бумага и мыло. Хотя, вообще, это рутинное «школьное» санитарное требование, причем помимо этого в туалете всегда должны быть одноразовые или электрополотенца, о которых в ковидных рекомендациях почему-то не вспомнили; школа должна контролировать соблюдение правил личной гигиены как учениками, так и персоналом; во время экзаменов дети должны быть рассажены зигзагообразно, по 1 человеку за партой, с соблюдением социальной дистанции в 1,5 м.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

  • По контрактам в рамках нацпроектов о закупке товаров, работ, услуг могут обязать поставщика сообщать заказчику о соисполнителях

    По контрактам в рамках нацпроектов о закупке товаров, работ, услуг могут обязать поставщика сообщать заказчику о соисполнителях

    По контрактам в рамках нацпроектов о закупке товаров, работ, услуг могут обязать поставщика сообщать заказчику о соисполнителях
    pressmaster / Depositphotos.com

    В Госдуму поступил законопроект, направленный на повышение прозрачности закупок товаров, работ и услуг, для реализации национальных проектов (программ). В частности, предлагается1 прописать норму, при которой в случае осуществления закупки в целях реализации национальных проектов (программ) установить в контракте обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить заказчику информацию о товарах, работах, услугах, закупаемых соисполнителями, субподрядчиками в рамках договора или договоров с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключенных в рамках исполнения контракта, по форме, утверждаемой заказчиком. 

    Данную информацию поставщик должен будет направить заказчику в течение пяти дней с момента осуществления на основании заключенного договора с соисполнителем, субподрядчиком закупки товара, работы, услуги. Предполагается также ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства. Соответствующие дополнения планируется внести в ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

     Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Помимо этого, поправки предусматривают новые формы отчетности. В ст. 94 Закона № 44-ФЗ предлагается указать о том, что результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге по контрактам, заключенным в целях реализации национальных проектов (программ), отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС. Порядок размещения и формы отчета дополнительно определит Правительство РФ. 

    Как считают авторы законопроекта, в настоящее время вопросы установления особых условий закупки товара, работ и услуг для реализации национальных проектов (программ) и распространения данных условий на подрядчиков являются актуальными.

    _____________________________

    1 С текстом законопроекта № 967343-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

  • Утвержден порядок контроля за исполнением банками обязанностей, предусмотренных НК РФ

    Утвержден порядок контроля за исполнением банками обязанностей, предусмотренных НК РФ

    Утвержден порядок контроля за исполнением банками обязанностей, предусмотренных НК РФ
    Variant / Depositphotos.com

    ФНС России разработала порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом, например, таких как обязанности по приостановлению операций по счетам, переводов электронных денежных средств организаций и ИП; по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов (приказ ФНС России от 25 декабря 2019 г. № ММВ-7-8/659@). Документ вступает в силу по истечение месяца со дня его официального опубликования, т. е. с 28 июня 2020 года.

    Так, согласно документу, налоговые органы могут проводить мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, в отношении неопределенного круга налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков, налоговых агентов, а также в отношении конкретного налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, налогового агента.

    Период, за который осуществляются мероприятия контроля, не может превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено соответствующее решение. А срок их проведения не может превышать двух месяцев. Продлен он может быть еще на два месяца только в ряде установленных случаев. Например, если банк имеет в своем составе более четырех филиалов, если он не представил в установленный срок затребованных документов или воспрепятствовал осуществлению мероприятий контроля.

    Что касается налогового контроля за исполнением банками обязанностей в отношении конкретного налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, налогового агента, то они осуществляются без вынесения решения при установлении налоговым органом факта нарушения банком обязанности, связанной с исполнением направленного налоговым органом в банк поручения (решения, запроса).

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Также правилами устанавливаются формы документов, применяемых в ходе налогового контроля, в том числе протокол осмотра помещения банка, постановление о производстве выемки, опись изъятых документов и предметов, протокол допроса свидетеля и другие.

  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей предложил меры поддержки для высокотехнологичных компаний

    Уполномоченный по защите прав предпринимателей предложил меры поддержки для высокотехнологичных компаний

    Уполномоченный по защите прав предпринимателей предложил меры поддержки для высокотехнологичных компаний
    Gorodenkoff / Depositphotos.com

    Борис Титов предложил1 комплекс мер по развитию высокотехнологичных компаний, который вошел в специальный доклад по проблемам регулирования и правоприменительной практики, сдерживающим развитие высокотехнологических компаний в РФ.

    Из доклада следует, что в России сформировался особый сектор частных высокотехнологичных компаний, осуществляющих деятельность в области машиностроения, ИКТ, электроники, приборостроения, агротехнологий, фармацевтики, биотехнологий, медицинской техники, новых материалов и химии. Большинство таких компаний быстро перерастает критерии МСП, лишаясь государственной поддержки. При этом масштабов крупных системообразующих предприятий такие компании также пока не приобретают. Борис Титов отмечает, что чем больше будет в стране подобных компаний, тем выше выше будет конкурентоспособность всей экономики.

    Предложенные меры стимулирования развития высокотехнологичных компаний предполагают совершенствование российского законодательства и правоприменительной практики в этой области: необходимо создать единый федеральный реестр высокотехнологичных и/или инновационных компаний по аналогии с действующим единым реестром субъектов МСП, рассмотреть вопрос о повышении предельных значений для признания высокотехнологичных компаний субъектами МСП для дохода (с 2 млрд до 4 млрд руб.) и числа работников (с 250 до 500 человек), ввести в законодательство единое понятие «высокотехнологичные компании», предусмотреть для них особое налоговое, таможенное и валютное регулирование, дополнительные возможности в части режима «регуляторных песочниц».

    Предлагается создать специальную налоговую инспекцию, работающую с высокотехнологичными компаниями, а в профилях и моделях рисков налоговых правонарушений предусмотреть особенности формирования налоговой базы субъектов инновационного предпринимательства, повысить до 2 коэффициент по расходам высокотехнологичных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Сейчас данный коэффициент составляет 1,5, то есть налогоплательщик вправе включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов в размере фактических затрат, умноженных на 1,5. При этом число видов деятельности, по которым может применяться данный коэффициент, ограничен.

    Также по мнению Уполномоченного, надо закрепить в Налоговом кодексе право применять вычеты по НИОКР с коэффициентом по факту понесенных расходов, без необходимости ожидать результат НИОКР и снизить ставку налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от экспорта результатов интеллектуальной деятельности (по аналогии с “patent box”, “innovation box”). Сначала предлагается применить эту льготу на российских экспортерах, а в дальнейшем распространить ее на внутренние операции.

     Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Помимо этого, доклад содержит предложения о создании льготных целевых кредитных программ для высокотехнологичных компаний, процентная ставка по которым не должна быть выше 5% годовых, на срок не менее 7-10 лет. Кредиты должны пойти на инвестиционное развитие новых производственных объектов, покупку технологий и оборудования в приоритетных секторах. 

    Борис Титов считает необходимым ввести квоту в размере не менее 20% на закупку отечественной высокотехнологичной продукции госорганами и госкомпаниями. В докладе отмечается, что в России предусмотрена обязанность по закупке инновационной продукции только для ограниченного числа заказчиков, утвержденных Распоряжением Правительства РФ № 475-р от 21 марта 2016 года, в то время как отсутствуют правовые инструменты госзакупок в рамках доконкурентных закупок и госзаказов инновационных решений.

    Кроме того, предлагается упростить внесение изменений в разрешительные документы на медизделия в случае изменений, например, в комплектующих и расходных материалах, не требующих дополнительных испытаний, и проводить оценку соответствия медизделий (аналогично мировой практике) аккредитованным органом без участия органа госвласти.

    _____________________________

    1 С полным текстом ежегодного Доклада Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей можно ознакомиться на официальном сайте бизнес-омбудсмена (http://ombudsmanbiz.ru/2020/05/boris-titov-opublikoval-ocherednoj-ezhegodnyj-doklad-upolnomochennogo-pri-prezidente-rossii-po-zashhite-prav-predprinimatelej/#1).

  • На каком этапе рассмотрения заявок можно отклонить заявку на поставку иностранного медизделия?

    На каком этапе рассмотрения заявок можно отклонить заявку на поставку иностранного медизделия?

    На каком этапе рассмотрения заявок можно отклонить заявку на поставку иностранного медизделия?

    Kzenon / Depositphotos.com

    Специалисты Минфина России рассказали о нюансах применения условий допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления госзакупок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 102) (письмо Минфина России от 31 марта 2020 г. № 24-03-07/25368).

    В частности, представители министерства напомнили, что в случае, если на участие в определении поставщика подано не менее двух заявок, удовлетворяющих требованиям извещения и документации о закупке, которые одновременно соответствуют условиям, установленным в подп. «а» Постановления № 102 или подп «б» п. 2 Постановления № 102, то заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, отклоняются. При этом вывод о соответствии поданных заявок требованиям аукционной документации может быть сделан только по итогам рассмотрения второй части заявок.

     Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

  • ФНС России начала выплаты субсидий и налоговых бонусов самозанятым

    ФНС России начала выплаты субсидий и налоговых бонусов самозанятым

    ФНС России начала выплаты субсидий и налоговых бонусов самозанятым
    TopVectors / Depositphotos.com

    В соответствии с поручением Президента РФ с 1 июня 2020 г. всем самозанятым гражданам в мобильном приложении «Мой налог» начислен дополнительный налоговый бонус в размере одного МРОТ (12 130 рублей). Этот бонус будет списываться автоматически в 2020 году в счет уплаты налога, задолженности или пени по НПД. Бонус предоставляется всем зарегистрированным плательщикам налога на профессиональный доход, а также тем, кто будет регистрироваться в 2020 году (информация Федеральной налоговой службы от 1 июня 2020 года).

    Кроме того, на основании постановления Правительства РФ от 29 мая 2020 г. № 783 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, применявшим в 2019 году специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» самозанятым гражданам положена субсидия в размере налога, уплаченного за 2019 год. Субсидия выплачивается на банковскую карту, привязанную в мобильном приложении «Мой налог». Для получения субсидии заявление не требуется. Первые субсидии для самозанятых общей суммой более чем на 1 млрд рублей 1 июня 2020 г.  направлены на банковские карты, привязанные ими в мобильном приложении «Мой налог».

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    В помощь самозанятым на сайте ФНС России размещены необходимые разъяснения о выплате субсидий и предоставлении бонусов, а также даны ответы на часто задаваемые вопросы.